72
(098)1-112-112
РУС | УКР

Зарубежный опыт и перспективы аудита безопасности

Аудит безопасности: система, которая работает.

Несколько лет назад мало кто верил в возможность внедрения в нашей стране аудита безопасности как одного из элементов обеспечения общей безопасности. Однако сегодня завершается формирование всей необходимой нормативно-правовой базы, которая позволит механизму добровольной оценки рисков заработать как часы.

О преимуществах новой системы контроля над пожарной безопасностью объектов и принципах ее работы рассказывает директор Департамента надзорной деятельности МЧС Украины Юрий Иванович Дешевых.

Сегодня в Украины полным ходом идет внедрение аудита пожарной безопасности. В чем его смысл и чем МЧС не устраивает существующая сейчас форма проверок пожарной безопасности?

- Скажу сразу, аудит безопасности будет включать в себя все сферы, относящиеся к компетенции МЧС Украины, а не только пожарную. Пожарный аудит - лишь «первая ласточка» в построении общей системы механизма независимой оценки рисков.

Внедрение пожарного аудита обусловлено рядом причин. Пожары - один из самых серьезных рисков, в том числе и на объектах экономики. Ежедневно в огне гибнут в среднем 45 человек. Развитие рыночной экономики в стране в свою очередь значительно увеличило сектор малого и среднего бизнеса. Судите сами, сегодня Государственный пожарный надзор обслуживает более 3 миллионов (!) различных объектов. На одного инспектора приходится порядка 200-240 различных предприятий и организаций. Понятно, что такое соотношение говорит не в пользу качества проверок и их эффективной защиты от пожаров. При этом собственник чаще нацелен на то, как избежать проверки и штрафов, чем на повышение пожарной безопасности своего объекта.

Еще одна из причин - избыточные административные барьеры на пути развития малого и среднего предпринимательства. При этом уровень зарплаты инспектора Госпожнадзора, прямо скажем, невысокий - отсюда и факты коррупции в надзорных органах.
Все это требует от нас реорганизации системы надзора и контроля над пожарной безопасностью объектов. Мы обратились к мировой практике, которая показала, что во многих экономически развитых странах наряду с государственными структурами, которые осуществляют надзор и контроль в том виде, в каком он сегодня есть в нашей стране, задействуется еще ряд механизмов. В частности, механизм независимой оценки рисков, или аудит безопасности.

Его суть - в передаче части надзорных полномочий от государства независимым экспертам-аудиторам, которые будут проверять пожарную безопасность на предприятиях и оказывать услуги по анализу качества, надежности и эффективности системы пожарной безопасности объекта. Независимую оценку рисков будут проводить «аудиторские» и консалтинговые компании, которые смогут оценить степень безопасности предприятия и дать рекомендации по ее повышению. Ведь есть в финансовой сфере понятная для всех вещь - аудит. Человек, для того чтобы обезопасить себя, приглашает аудитора и говорит ему: проверь, как я тут живу. Разумно точно такую же схему реализовать в сфере пожарного надзора.

Аудит безопасности, который мы сегодня внедряем, нацелен на то, чтобы задействовать прежде всего экономические рычаги регулирования вопросов пожарной безопасности. Давно назрела необходимость в появлении системы, при которой собственник сам будет заинтересован в обеспечении безопасности своего объекта и будет нести ответственность за ее соблюдение перед государством и третьими лицами. Прежде всего здесь необходимо, чтобы начали работать страховые механизмы.
Будут созданы условия, при которых владелец, понимая ответственность за безопасность своего предприятия, сам станет страховать свои риски в страховой компании. Последняя, в свою очередь, должна будет установить тарифы, соответствующие уровню опасности того или иного объекта, а сам уровень опасности будут определять независимые экспертные компании.

Если говорить еще более просто, сумма страхового взноса будет дифференцирована от уровня защищенности объекта. Объект защищен хорошо - сумма страхового взноса для собственника будет минимальной. Объект защищен плохо - сумма страхового взноса возрастет. Этими экономическими рычагами мы побудим собственника к тому, чтобы он вкладывал средства в обеспечение пожарной безопасности своего объекта.

МЧС Украины заключило соглашение с «Союзом страховщиков ответственности» о дифференцировании страховых тарифов в зависимости от защищенности объектов. Это важный рычаг экономического регулирования вопросов защищенности объектов от пожаров.

Еще одним экономическим стимулом для участия предпринимателей в механизме независимой оценки рисков должно стать предоставление им органами власти различных льгот при положительном заключении по результатам оценки рисков. Например, особое льготное налогообложение, льготы при заключении договоров на аренду помещений или упрощение процедуры включения в реестр малого предпринимательства.

Сегодня аудит безопасности осуществляется исключительно в добровольном порядке, и собственник может сам выбрать, воспользуется ли он услугами государства (инспектора пожарного надзора) или пригласит организацию, которая комплексно проведет проверку пожарного состояния объекта. При существующей системе предприниматели смогут самостоятельно или при помощи независимой экспертной организации задекларировать обеспечение пожарной безопасности на своем объекте и нести ответственность за ее выполнение перед третьими лицами и государством.

—В чем вы видите преимущества новой системы?

- Введение системы аудита безопасности позволит более рационально и эффективно построить систему надзора за объектами, не представляющими особой пожарной опасности и не связанными с массовым пребыванием людей. В основном это будет касаться объектов малого и среднего бизнеса. Контроль над ними будут осуществлять специально аккредитованные организации. В свою очередь это позволит усилить внимание государства к критически важным для национальной безопасности объектам социально значимым и объектам с массовым пребыванием людей. Так, школы, больницы, дома престарелых, кинотеатры - все это останется под пристальным вниманием инспекторов Госпожнадзора.

Вместе с тем механизм независимой оценки рисков позволит исключить непосредственное участие Госпожнадзора в проверках большинства предприятий и организаций, а также лишит его влияния на принятие решений о прекращении или разрешении деятельности последних.

Чем меньше у федерального ведомства будет разрешительных функций, тем лучше - меньше будет возможностей для коррупции.
Таким образом, результатом введения новой системы станет более высокая степень защиты общества от пожаров, снижение числа погибших, минимизация административных барьеров на пути развития предпринимательства, что позволит почувствовать бизнесменам самостоятельность и ответственность за обеспечение безопасности.

—    Юрий Иванович, что сегодня предстоит еще сделать, в том числе и на законодательном уровне, для того чтобы система незави¬симой оценки рисков была эффективна?

—    Для реализации намеченной программы необходимы в первую очередь изменения в законах и нормативных актах, прежде всего на федеральном уровне. При этом изменения нужны не только в специальных законах о пожарной безопасности, но и в законах, регулирующих саму процедуру страхования. В настоящее время в Государственной Думе во втором чтении принят закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», который был разработан по инициативе Ростехнадзора, страхового сообщества, депутатов Госдумы, а также при активной поддержке нашего Министерства. Этот закон - мощный стимул в развитии системы независимой оценки рисков. Мы создаем гарантированный механизм, позволяющий возместить ущерб гражданину той организацией, которая его непосредственно может нанести или наносит. Сегодня пока существует практически один способ компенсации такого ущерба - это государственная помощь из резервного фонда Правительства Российской Федерации или из других источников. Когда что-то произошло, пострадавшие рассчитывают лишь на поддержку государства. Поскольку многие граждане не имеют возможности застраховать свое имущество, то они едва ли дождутся компенсации за ущерб от предприятия или организации, которые его нанесли. А мы хотим сделать так, чтобы именно данное предприятие или организация приняли на себя соответствующую ответственность.

Согласно законопроекту, без заключения об аудите безопасности объекта невозможно будет получить полис обязательного страхования имущества: ни одна компания не застрахует опасное предприятие. Без страхового полиса деятельность предприятия станет незаконной. Его работа будет приостановлена до устранения нарушений закона, а если нарушения не будут устранены, то пред-приятие будет закрыто по решению суда. Наконец, в третьем чтении Государственной Думой принят федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Этот документ в том числе призван решить вопросы по организации деятельности работы независимой оценки рисков. Он предусматривает требования по обязательному декларированию безопасности производственных и других объектов, что является одним из элементов независимой оценки рисков.

—    Что же в конечном итоге будет представлять собой механизм аудита пожарной безопасности в условиях реального рынка?

—    Система независимой оценки рисков в действии весьма эффективна: каждый из участников процесса заинтересован в четком соблюдении другими сторонами всех установленных требований и правил. Это в конечном итоге будет способствовать достижению главной цели - обеспечению приемлемого уровня безопасности объектов. Наглядно схема механизма независимой оценки рисков следующая. Так, страховая компания заинтересована в клиенте. Это с одной стороны. С другой стороны, сам клиент (производитель или пользователь) должен перед государством застраховать свою ответственность, чтобы граждане знали, что гарантированно получат возмещение нанесенного им ущерба. С третьей стороны, существует независимая аудиторская организация, консалтинговая фирма, которая и производит независимую оценку рисков. Если аудиторская компания признает, что объект надежно защищен, отвечает всем требованиям, то страховая компания дифференцирует страховой сбор.

Вместе с тем будет создан реестр организаций, которые прошли пожарный аудит, и инспектор Госпожнадзора при планировании своих мероприятий будет учитывать эти проверки. Зачем ходить на объект дважды? В свою очередь МЧС возьмет на себя контроль над качеством выполнения работ независимыми аудиторскими организациями.

Четвертый участник - это МЧС. Независимые организации и их эксперты, работающие на рынке аудиторских услуг, будут аккредитованы специально действующими (как на федеральном, так и на региональном уровне) комиссиями МЧС по аккредитации организаций на право осуществления ими независимой оценки рисков. МЧС будет подтверждать компетенцию этих организаций и их специалистов и раз в год осуществлять контроль над правильностью выполнения ими пожарного аудита и качеством проверок.

«Союз страховщиков ответственности» поддержал нас в реализации этой идеи. Страховщики согласны доверять и прислушиваться к мнению аккредитованных в МЧС независимых организаций и дальше в зависимости от этого устанавливать сумму страхового взноса. По крайне мере, весь цивилизованный мир живет по таким правилам.

В свою очередь деятельность комиссий МЧС по аккредитации будет контролировать Государственная экспертиза. Именно она выбрана для этой важной роли. Это независимый орган, располагающий штатом высококвалифицированных сотрудников и развитой территориальной структурой.

Есть еще один важный момент. Профессиональная деятельность аудитора также будет застрахована. Мы понимаем, что как бы хорошо эксперт ни был подготовлен, все равно он не может быть совершенен. Поэтому и сами экспертные организации будут страховаться. Чтобы никто не имел права работать на этом рынке, не оформив страховку. В случае если независимой организацией совершена ошибка, страховая компания возмещает ущерб.

Подобная система широко используется в мировой практике. Например, в Германии, когда производится независимая оценка риска по проектной документации, существует следующий механизм. В течение года эксперт может совершить не более двух ошибок. Если же он допускает третью, то ущерб возмещаетуже не страховая компания, а он сам из своего кармана. Если же он начинает ошибаться, а следовательно, самостоятельно расплачиваться чаще, то просто-напросто разоряется и прекращает свою деятельность в этом качестве. Таким образом, весь рынок будет защищен. Уверен, аудит безопасности со временем станет столь же привычной формой организации общей безопасности, как когда-то внедренные и ставшие неотъемлемой частью рынка механизмы лицензирования и сертификации продукции.

— В какой стадии сегодня находится работа по внедрению пожарного аудита?

Ту работу, что касается внедрения системы независимой оценки рисков, осуществляемой в добровольном порядке, можно считать практически завершенной. В МЧС готовятся последние приказы, которые определяют составы и полномочия комиссий (как федеральной, так и территориальных), которые будут проводить аккредитацию организаций на право осуществления ими независимой оценки рисков. В течение двух месяцев мы планируем завершить эту работу.

В настоящее время заканчивается формирование необходимой нормативно-правовой базы, которая позволяет приступить к добровольной оценке рисков. МЧС разработало концепцию и положение о системе, критерии отнесения объектов к категории, подлежащей независимой оценке, методики оценки угроз и определения количества пострадавших в чрезвычайных ситуациях, рекомендации по оценке готовности объектов к предупреждению и ликвидации ЧС, а также уже определены нормативы приемлемого риска.

С апреля этого года начата аккредитация организаций, которые изъявили желание заниматься этим видом дельности. Сегодня у нас порядка 100 таких заявок.

- А что это за организации и откуда возьмутся независимые эксперты в нужном количестве, если сегодня существует такой дефицит пожарных инспекторов?

- Аудитор - это независимый эксперт, который способен разобраться в проблемах обеспечения пожарной безопасности. Сегодня в Украины консультативные услуги в сфере обеспечения пожарной безопасности оказывают примерно пять тысяч организаций.

Многие из них, кроме того, разрабатывают необходимые проектные решения, монтируют системы автоматического пожаротушения и сигнализации. После получения соответствующей аккредитации они смогут успешно заниматься пожарным аудитом.

В тех странах, где системы, подобные нашему аудиту безопасности, работают уже давно, в компаниях, проводящих такие независимые проверки, работают люди со специальным образованием, подготовленные в области пожарной безопасности. Какого-то специального аудиторского образования эта работа не требует. Сегодня в нашей стране многие специалисты в области пожарной безопасности работают в других отраслях. Когда появится возможность честно работать и хорошо зарабатывать, новые рабочие места заполнятся достаточно быстро. Будет спрос - будет и предложение.

Вместе с тем внедрение системы пожарного аудита не предполагает открытия каких-то специальных учебных заведений для обучения экспертов. Специалистов пожарного аудита смогут готовить как высшие учебные заведения МЧС, так и гражданские заведения. Во многих вузах есть кафедры пожарной безопасности. Будет необходимость - появятся и кафедры аудита. Кроме того, мы уже начали готовить профильных специалистов в ряде строительных вузов страны.

— Поддерживают ли сегодня идею внедрения аудита безопасности бизнес-сообщества?

Отношение к аудиту среди предпринимателей неоднозначное. Некоторые их них настолько приспособились к старому порядку, что не хотят каких-либо изменений. Однако большинство владельцев объектов признают, что система аудита безопасности - это комплексный и современный подход к решению важнейших задач обеспечения безопасности и созданию необходимых условий для нормальной работы бизнесменов.


Научно-техническое обеспечение работы по сбору и анализу информации о зарубежных системах аудита безопасности (В.П. Молчанов.)

1. Задачи по сбору и анализу информации о зарубежных системах аудита безопасности и организация работы по их выполнению

В соответствии с приказом МЧС Украины от 23.04.2008 № 218 Научно-техническим управлением совместно с Департаментом надзорной деятельности, Департаментом международной деятельности и ФГУ ВНИИПО были организованы и проведены работы по сбору информации о действующих в зарубежных странах системах аудита безопасности в целях внедрения зарубежного опыта при создании в Российской Федерации системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Для выполнения поручения было организовано проведение анализа соответствующих публикаций в ряде изданий, направлено обращение в МИД Украины по вопросу оказания содействия в получении соответствующей зарубежной информации по линии посольств, проведен сбор информации в ходе целевых поездок за рубеж, во взаимодействии с Всероссийским союзом страховщиков Российской Федерации и Союзом страховщиков ответственности направлено обращение к руководству зарубежных страховых компаний, работающих на российском рынке, по вопросу представления имеющейся информации в части противопожарного страхования, направлено обращение к руководству Международного технического комитета по профилактике и тушению пожаров (КТИФ) по вопросу оказания содействия в получении информации о системах аудита безопасности в странах, входящих в КТИФ.

Кроме изложенного, в целях качественного анализа отечественного опыта с участием Санкт-Петербургского института ГПС были подобраны и проанализированы архивные материалы по организации «огневого страхования» в дореволюционной Украины.
В результате проведенных мероприятий к октябрю 2008 г. из вышеперечисленных источников был получен значительный объем информации по 35 странам.

Следует отметить, что поступившие для анализа материалы были весьма разнородными, но вместе с тем после систематизации позволили проанализировать решение за рубежом следующих основных вопросов:

- организация пожарной охраны и надзорно-профилактической деятельности;
- аудит пожарной безопасности;
- роль налогообложения и методы страхования;
- оценка рисков чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных пожарами.

Поступившая зарубежная информация была систематизирована и обобщена в виде аналитических обзоров по функционированию зарубежных систем аудита безопасности, а также по организации и опыту функционирования зарубежных систем обеспечения пожарной безопасности и ликвидации последствий стихийных бедствий через механизм страхования и налогообложения.

По результатам анализа зарубежной информации в октябре 2008 г. на базе ФГУ ВНИИПО был проведен научно-практический семинар с целью подготовки рекомендаций по использованию полученной информации о зарубежных системах аудита безопасности при внедрении в Российской Федерации системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Обзор исторического опыта и современного понимания терминологии аудита безопасности

Говоря об истории вопроса, необходимо отметить следующее: несмотря на то, что в современном виде аудит возник не очень давно, его корни уходят в глубокую древность. Еще в цивилизациях Древнего Востока существовали некоторые виды контроля за бухгалтерской деятельностью. Древние египтяне, китайцы, шумеры занимались тем, что контролировали деятельность чиновников. Как сейчас, так и тогда, в прошлом, всегда была вероятность, что чиновник окажется недобросовестным или просто некомпетентным. В Древней Греции и Древнем Риме, где экономика была достаточно развита, появляются специальные контрольные органы, следившие за правильностью ведения учетных документов. Такие лица в Древнем Риме назывались квесторами и отправляли свои отчеты в Рим, где их слушали специальные экзаменаторы. От латинского глагола «слушать» и возникло название профессии – «аудитор», а уже от него появилось название «аудит». В средние века по просьбе контрагентов купцов (как правило, других купцов или банковских институтов) аудиторы проверяли бухгалтерские книги купцов и свидетельствовали их достоверность. Еще в XV в. итальянский математик Лука Паччоли писал в своих книгах о необходимости контроля за деятельностью тех, кто занимается финансовыми делами.

Впервые закон о том, что в городе обязательно должен быть профессиональный аудитор, был принят в XVII в. в Шотландии. Еще в течение 150 лет аудиторы постепенно становятся неотъемлемой частью экономической деятельности, формируется представление о независимости аудиторов.

В 1844 г. в Англии создается пакет документов, посвященных акционерным обществам. Им предписывалось поручать независимым бухгалтерам проверку бухгалтерских книг и счетов компаний с последующим отчетом перед акционерами. Еще через несколько лет, в 1853 г., в Эдинбурге (Шотландия) создается Эдинбургский институт аудиторов – первое учебное заведение, готовившее аудиторов как специалистов с высшим образованием.

Со 2-й половины XIX в. хозяйственную деятельность уже трудно себе представить без аудита и тех, кто его осуществляет. Приблизительно в это же время аудит распространяется в Украины.

В XX в. аудит разделился на 2 большие группы – собственно финансовый (инвестиционный) аудит и промышленный аудит.
Финансовый аудит – это аудит в классическом понимании, то есть проверка финансовой отчетности и выражение мнения о ее достоверности. Близко примыкает к нему инвестиционный аудит – заключение о целевом и эффективном использовании инвестиционных ресурсов.

Промышленный аудит – более сложное явление, так как включает в себя элементы финансового (в части формирования себестоимости изделий, подтверждения обоснованности тарифов на услуги – например, услуги ЖКХ) и чисто технического аудита.

Под техническим аудитом понимают проверку независимыми специалистами системы организации производства, системы контроля и управления качеством, применяемых технических и технологических решений, а также проверку технического состояния машин оборудования, механизмов, зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, систем и сетей, также проверку технической и проектной документации с выражением мнения относительно обоснованности применяемых технических/технологических решений, способов управления производством и соответствия технического состояния инженерно сложных систем и оборудования требованиям нормативных актов.

Таким образом, в современном понимании аудит безопасности, о котором мы сегодня говорим, можно считать разновидностью технического аудита.

3. Зарубежный опыт по реализации системы аудита безопасности

Анализ зарубежных источников позволяет сделать вывод о том, что аудит пожарной безопасности распространен в большинстве экономически развитых стран мира, среди которых Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Канада, Люксембург, Португалия, Франция.

Вместе с тем, по сообщению Постпредства Украины при ЕС, в Европейском сообществе не существует каких-либо единых стандартов относительно аудита безопасности и оценки рисков в области гражданской защиты, пожарной безопасности и защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Данные вопросы находятся полностью в компетенции стран – членов ЕС, которые разрабатывают их с учетом своих специфических нужд и приоритетов. Проблемами аудита безопасности в странах – членах ЕС занимаются в основном страховые компании, а разработку методологий оценок ведут, как правило, специализированные институты.

В разных странах под аудитом понимается различные виды контроля. В одних это – комплексное управление рисками, конечной целью которого является выработка концепции безопасности предприятия, в то время как в других – предстраховая оценка предприятия. При этом формы проведения аудита безопасности в перечисленных странах носят как добровольный, так и обязательный характер.

Различный подход к проведению аудита продиктован особенностью национальной экономики и системой административного управления.

4. Обязательные принципы построения системы аудита безопасности

4.1. Роль и место аудита безопасности в общей системе безопасности

Место аудита безопасности в общей системе безопасности и его роль в каждом государстве имеют свои особенности.

Так, в Германии координация и нормативно-правовое обеспечение мер в сфере аудита безопасности объектов критической инфраструктуры находятся в компетенции подчиненного МВД ФРГ Федерального ведомства по защите населения и помощи в чрезвычайных ситуациях, которое издает, в частности, профильные рекомендации для предприятий, такие как «Защита критической инфраструктуры – концепция основных мер защиты».

Участие независимых аудиторов в области пожарной безопасности наряду с инспекторами пожарной профилактики в рассмотрении и согласовании проектно-сметной документации на строительство крупных объектов является обязательным.
В Люксембурге под аудитом безопасности понимают «комплексное управление рисками», которое включает оценку защищенности предприятия, анализ политики безопасности и организационно-технических мер по обеспечению режима безопасности, оценку их соответствия требованиям и адекватности существующим рискам в целях выработки концепции безопасности предприятия, вплоть до правильной кадровой политики. Аудит безопасности в отличие, скажем, от страхования от пожара, не является обязательным.

По государственной линии в общенациональных масштабах вопросами комплексной оценки рисков в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ведает Высокий комиссариат национальной защиты, который выполняет координационные функции и наделяется особыми полномочиями в случае возникновения таких ситуаций, включая террористические акты. Комиссариат вырабатывает концепцию защиты критических инфраструктур Люксембурга.

В системе государственных органов также действует Национальная служба безопасности в государственном секторе, в задачу которой входит надзор за исполнением законов и административных актов во всех госучреждениях и учреждениях, прежде всего при их создании, строительстве, оборудовании, размещении и перемещении. По ходатайству соответствующего министра служба проводит контрольные проверки. В ее компетенцию входит надзор за обеспечением безопасности и нормальным функционированием госучреждений, равно как и контроль за состоянием мест их размещения и оборудованием. Этот контроль включает отслеживание пожарных и других рисков природного и техногенного характера.
Таким образом, аудит безопасности (в смысле физической безопасности предприятий) осуществляется в Люксембурге в добровольном порядке, и его условия не отличаются от общеевропейских.

Во Франции аудит безопасности осуществляется на двух этапах: в процессе строительных работ и непосредственно во время эксплуатации здания.

Аудит пожарной безопасности, проводимый экспертом по техническому контролю в процессе строительных работ и в ходе эксплуатации (технические проверки), обязателен для зданий и сооружений с массовым пребыванием людей 1-й группы (свыше 2 000 человек), а также для особых сооружений, подлежащих риску, как, например, сооружения с большими пролетами, фундаменты с большим эксцентриситетом и т.д.). Существуют случаи, когда технический контроль обязателен для проверки доступности здания инвалидам Hand, для оценки сейсмического риска PS. Заключения по результатам технического контроля выдаются аккредитованным экспертом в данной области.
Технические проверки в процессе эксплуатации обязательны в зависимости от технических установок здания и его категории. Законы и постановления уточняют уровень квалификации инженеров, занимающихся данными проверками (компетентный специалист, аккредитованный эксперт по техническому контролю). Например, каждый год электрические установки должны проверяться аккредитованным экспертом для оценки зданий с массовым пребыванием людей и для промышленных зданий и сооружений, включающих в себя также рабочие помещения.
Периодичность аудита определяется правовыми актами, статьями постановления от 25.06.1980.
Согласно постановлению от 19.11.2001, «здания и сооружения с массовым пребыванием людей 1, 2, 3 и 4 категорий подлежат периодичному аудиту, осуществляемому Комиссией по безопасности. Периодичность визитов зависит от назначения здания и его категории». Жилые здания и сооружения подлежат ежегодным проверкам, которые касаются установок противопожарной безопасности: дымоудаления и вентиляции. Ежегодный аудит данных объектов проводится компетентными специалистами.

В Португалии декретом правительства № 134/2006 от 25.07.2006 было положено начало строительству «интегрированной системы операций гражданской защиты и помощи», призванной осуществлять оперативные мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций. Этим нормативным актом были призваны наделить Национальную службу гражданской защиты (НСГЗ) всеми необходимыми юридическими, оперативными и финансовыми инструментами «для постоянной и беспрепятственной работы по обеспечению безопасности населения и имущества, предупреждения опасных инцидентов и катастроф, ликвидации их последствий и помощи в восстановлении нормальных условий в пострадавших зонах».

НСГЗ приданы все необходимые властные полномочия по организации аудита безопасности в рамках Закона о государственной администрации № 4/2004 от 15.01.2004.

Закон № 27 от 2006 г. «Основы гражданской защиты» дает НСГЗ право «требовать от граждан и руководства предприятий безусловного сотрудничества в деле проверки норм безопасности». Отказ от сотрудничества влечет гражданскую и уголовную ответственность в рамках закона. Закон дает НГСЗ право непосредственно либо через квалифицированных лиц или организации, ею аккредитованных, проверять исполнение законов, норм и технических параметров выносить обязательные рекомендации. Случаи их невыполнения в установленные сроки влекут отзыв лицензий разрешений на работу и соответствующих сертификатов.
Общее руководство НСГЗ осуществляет Министерство внутренней администрации в лице государственного секретаря по гражданской защите. На региональном уровне организацию представляют гражданские губернаторы округов.

4.2. Субъекты аудита безопасности, их аккредитация и требования к ним

Риски в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения в Бельгии оценивает страховая компания, обслуживающая тот или иной контракт. Размер страховой премии является результатом договоренности страховой компании, банка, агентства недвижимости и клиента. В случае если они не могут прийти к соглашению, к делу подключается назначенный правительством для разбора жалоб в области страхования омбудсмен, который проводит независимую оценку рисков и выносит свой вердикт.

Оценка пожарного риска в Великобритании осуществляется независимой организацией, которая привлекает к этой работе экспертов (аудиторов) – специалистов наиболее высокой квалификации в данной области, не заинтересованных в результатах аудита.

В Германии создан институт независимых экспертов (аудиторов) в области пожарной безопасности. Функции назначения и аттестации уполномоченных экспертов по вопросам независимой оценки рисков в области пожарной безопасности и противопожарного страхования выполняют региональные торгово-промышленные палаты или высшие земельные органы строительного надзора.

Аудитором в области пожарной безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами земли может стать гражданин Германии, имеющий высшее техническое строительное образование, 5-летний стаж работы, прошедший в течение 1 года специальное обучение в министерстве, уполномоченном на аттестацию независимых аудиторов.
Программу обучения и экзаменационные вопросы разрабатывают специалисты пожарной охраны совместно с министерством, уполномоченным на аттестацию аудиторов. В состав комиссии, принимающей экзамены, включаются: сотрудники пожарной охраны, инженеры-строители (в том числе архитекторы), независимые аудиторы, специалисты органов по сертификации.
Лицам, успешно сдавшим экзамены, выдаются свидетельство и именная печать независимого эксперта (аудитора) по противопожарной защите строительных сооружений.

В строительных нормах и правилах земли публикуется реестр независимых аудиторов в области пожарной безопасности. Независимые аудиторы в области пожарной безопасности обязаны повышать квалификацию на ежегодных 2-дневных сборах в профилактических подразделениях пожарной охраны.

В настоящее время в ФРГ в области пожарной безопасности работает около 300 независимых аудиторов.
Независимые аудиторы в области пожарной безопасности обязаны застраховать риск своей профессиональной ответственности за выданное заключение о соответствии проекта требованиям пожарной безопасности. Страхование осуществляется на два страховых случая в год и является относительно дорогим по сравнению со стоимостью других видов страхования.
Наряду с инспекторами пожарной профилактики и независимыми аудиторами в области пожарной безопасности в пожарно-техническом обследовании объектов участвуют специалисты службы спасения (VdS) и страховых организаций.

Независимую оценку рисков в области пожарной безопасности в Греции осуществляют компании-оценщики. Такие компании предоставляют широкий спектр услуг в области оценки и не ограничиваются только сферой пожарной безопасности, так как этот сегмент рынка имеет весьма ограниченный спрос.

Независимый аудит безопасности, включая вопросы противопожарного страхования, осуществляется в Люксембурге в основном международными частными охранными агентствами и их филиалами, такими как «Бринкс», «Секюритас» и др.
Основная роль в деле планирования, координации и реализации мероприятий в сфере гражданской защиты в Португалии возлагается на Национальную службу гражданской защиты.

Оценка противопожарной безопасности зданий и сооружений во Франции осуществляется экспертом по технической безопасности. Деятельность независимых экспертов регламентируется Строительным кодексом (ст. L 111-25а – обязательство пройти аккредитацию; ст. R111-29–R111-37 – условия аккредитации); Законом от 20.10.1999 (члены комиссии по аккредитации); Правовой нормой NF EN 17-020 (принципы функционирования органов инспекции).

Оценкой пожарных рисков и проведением предстрахового аудита в сфере общественной противопожарной безопасности в Канаде занимается единственная аккредитованная для этой цели частная компания – CGJ Insurance Business Services. Используя различные системы оценок и прогнозирования пожарных рисков, данная компания предоставляет страховым компаниям информацию, необходимую для разработки и корректировки соответствующих тарифов.

4.3. Область применения (объект) аудита безопасности

В Великобритании пожарный аудит осуществляется государственными и частными структурами при вводе новых объектов строительства или объектов после капитального ремонта. Независимый аудит самостоятельно проводят страховые компании для оценки риска возникновения пожара, степени ущерба, который может нанести пожар. Аудит проводится обязательно при заключении страховой сделки и выборочно при повторном страховании или в период действия первичной страховки.

В Германии аудиторы в области пожарной безопасности осуществляют проверку соответствия зданий и сооружений требованиям пожарной безопасности только на стадии проектирования. Решение о направлении проектно-сметной документации на рассмотрение и согласование в пожарную охрану или независимому аудитору принимает владелец имущества.
Рассмотрение и согласование проектно-сметной документации осуществляется на платной основе работниками пожарной охраны в 3-месячный срок или независимыми экспертами (аудиторами) по противопожарной защите строительных сооружений в месячный срок. Стоимость услуг по рассмотрению проектно-сметной документации утверждается правительством земли.

Перечень зданий и сооружений, которые могут проверяться независимыми аудиторами, приведен в ч. 3 § 2 строительных норм (первые 4 класса зданий) земли Гессен (НВО-2002):
1-й класс:
а) отдельно стоящие здания высотой до 7 м, используемые не более чем по двум направлениям, общей площадью не более 400 м2;
б) отдельно стоящие здания, используемые в сельском хозяйстве;
2-й класс: здания высотой более 7 м, используемые не более чем по двум направлениям, общей площадью не более 400 м;
3-й класс: прочие здания высотой до 7 м.
4-й класс: здания высотой до 13 м, используемые по одному назначению, с площадью соответственно не более 400 м2 на каждом этаже.
Наряду с рассмотрением и согласованием проектно-сметной документации на строительство зданий и сооружений независимые аудиторы в области пожарной безопасности имеют право разрабатывать на платной основе концепцию обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

В Греции независимая оценка рисков в области пожарной безопасности в основном востребована страховщиками, осуществляющими противопожарное страхование зданий, имущества и грузов. Реже услугами независимых оценщиков пользуются инициативно собственники производственных или жилых помещений в целях повышения уровня противопожарной безопасности и исключения возможности наложения санкций при инспектировании объектов.
Частные компании также предлагают свои услуги по подготовке планов противопожарной безопасности зданий на стадии их проектировки. В соответствии с греческим законодательством застройщик подает на рассмотрение регионального представительства градостроительного ведомства пакет документов, включающий в том числе план противопожарной безопасности. Такой план, состоящий из двух частей (пассивная и активная противопожарная защита), может быть подготовлен частной компанией, но подлежит обязательному утверждению противопожарной службой. Пассивная пожарная безопасность предусматривает оборудование объекта необходимыми путями эвакуации людей, активная пожарная безопасность – наличие средств пожаротушения.
План противопожарной безопасности объекта разрабатывается исключительно инженерами, имеющими аккредитацию при Технической палате Греции. В соответствии с разъяснениями оценщиков стоимость их услуг оценивается в 150 евро/час, но не менее 1 500 евро.

Во Франции в процессе строительных работ эксперт по техническому контролю минимально выполняет 2 проверки: проверку устойчивости здания – «L» и проверку обеспечения безопасности людей во время эксплуатации здания – «S». Проверка касается как стадии проектирования, так и стадии внутреннего обустройства. В эту проверку входит также функционирование устройств по дымоудалению, электрических установок, освещения, отопления, вентиляции, газовых установок, принятых противопожарных мер, пожарной сигнализации. Проверки, осуществляемые техническим экспертом, начинаются на проектном этапе с соответствующим докладом о детально изученном проекте. Затем в процессе строительных работ эксперт проверяет инженерные чертежи. В ходе работ эксперт по техническому контролю регулярно наносит визиты на строительную площадку и следит за процессом строительных работ.
В конце строительства объекта эксперт по техническому контролю «принимает» здание. Это предусматривает соответственные технические финальные проверки.
Построенный объект должен получить разрешение на ввод в эксплуатацию. Комиссия по безопасности, включающая в себя представителей префектуры, мэрии, пожарного надзора, полиции, осуществляет визит на объект и выдает разрешение на его открытие. Письменная оценка, включающая в себя оценку прочности здания и доклад о технических проверках, принятых противопожарных мер со стороны эксперта по техническому контролю, является основным и влиятельным фактором на решение Комиссии.
В процессе эксплуатации здания и сооружения также подлежат регулярной проверке. Проверки проводит или аккредитованный эксперт по техническому контролю, или компетентный специалист. Периодичность проверок перечислена в соответствующих постановлениях (каждые 6 месяцев, ежегодная, 3-летняя). Эти проверки касаются электрического оборудования, функционирования лифтов, газовых установок, установок по дымоудалению, пожарной сигнализации, мер по пожарной безопасности. В зависимости от категории здания с массовым пребыванием публики Комиссия по безопасности наносит периодические визиты (например, каждые 2, 5 лет). Комиссия выдает разрешение на последующую эксплуатацию здания, основываясь на заключение, касающееся технических проверок со стороны аккредитованного эксперта по техническому контролю.

В Канаде компания CGJ Group Inc. в лице CGJ Risk Management Services помимо оценки пожарных рисков и проведения предстрахового аудита разрабатывает муниципальные противопожарные планы и дает соответствующие рекомендации по улучшению противопожарной защищенности зданий.

4.4. Методики проведения аудита безопасности и оценки рисков

Для оценки состояния объекта в части выполнения требований пожарной безопасности в Великобритании разрабатывается проверочный лист, который согласовывается с пожарной охраной. Проверочный лист содержит в себе несколько блоков вопросов:
– конструктивные особенности строения;
– степень пожарного риска;
– наличие и соответствие требованиям автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации;
– подъездные пути к объекту, необходимые для прибытия и установки мобильной пожарной техники и т.д.
Аудитор, проверяющий объект, не только имеет право опросить все группы сотрудников на проверяемом объекте относительно соблюдения правил и норм пожарной безопасности, но и обязан проверить подготовленность сотрудников к действиям при возникновении пожара.
По результатам проверки аудиторская компания принимает решение о соответствии или несоответствии объекта требованиям пожарной безопасности.
При наличии незначительных замечаний на их устранение дается срок до трех месяцев. При наличии грубых нарушений правил и норм пожарной безопасности, которые невозможно устранить в короткий срок, предприятию может быть назначен срок для их устранения в пределах года, после чего проводится следующий аудит. При более серьезных нарушениях готовится представление в пожарную инспекцию, которая может принять решение о закрытии объекта.
Наиболее надежными организациями, привлекаемыми к пожарному аудиту, являются Комитет строительного нормирования (BRE), в состав которого входит Орган по сертификации в области предотвращения ущерба (LPCB), и Британский институт стандартов (BSI).
Комитет строительного нормирования – неправительственная коммерческая научно-исследовательская и испытательная организация, которая финансируется частично из бюджета правительством для выполнения конкретных заказов, частично за счет коммерческой деятельности.
Соотношение примерно 40 и 60 %. Организация включает в себя 600 сотрудников, в том числе научных сотрудников, испытателей, обслуживающий персонал. В общем объеме работ BRE 30–35% занимают научно-исследовательские работы. Комитет имеет современную экспериментальную и испытательную базу.

Область деятельности Комитета строительного нормирования:
1.    автоматические установки пожаротушения;
2.    пожарная сигнализация;
3.    пожарное оборудование;
4.    системы дымоудаления;
5.    первичные средства пожаротушения;
6.    строительные конструкции и материалы.

Комитет регулярно привлекается к расследованию наиболее сложных пожаров.

Британский институт стандартов – неправительственная организация, работающая на коммерческой основе. В его функции входит разработка национальных стандартов Великобритании и проведение сертификационных испытаний в области пожарной техники, а также пожарной автоматики.
В Греции методология, применяемая частными оценщиками для оценки рисков, аналогична используемой пожарной службой при выдаче свидетельств о пожарной безопасности объекта. Алгоритм независимой оценки рисков в области пожарной безопасности объекта включает:
– описание здания и его содержимого;
– описание и разделение застрахованных рисков;
– оценка работоспособности противопожарных систем;
– оценка рисков;
– предложения по повышению уровня противопожарной защиты.

В Канаде, работая в тесном контакте с муниципалитетами, компания осуществляет анализ и производит необходимые расчеты по оценке рисков как в сфере коммерческой инфраструктуры, так и индивидуального жилищного фонда. В основе работы компании лежит использование специальной программы по оценке рисков и качества противопожарной безопасности – противопожарный предстраховой аудит (Fire Underwriting Survei, FUS). Программа включает в себя две системы оценки риска. Первая носит название The Public Fire Protecti On Classification и предназначена для анализа рисков коммерческой инфраструктуры. Данная система оценивает степень качества противопожарной безопасности коммерческих, индустриальных и другого рода хозяйственных зданий по 10-балльной шкале. Степень HP 1 означает наилучшую противопожарную защиту, а HP 10 – наихудшую. Статистические данные, полученные в результате применения данной системы оценки риска, представляют собой весьма необходимую информацию для страховых компаний, которые используют ее при разработке страховых тарифов в коммерческих видах страхования (Т.Н. Commercial Lines Insurance).

Вторая система оценки рисков разработана специально для индивидуального жилья (рассчитанного на одну или две семьи) и называется Dwelling Protection Grade Classification System. Применяя аналогичную 10-балльную оценочную шкалу, вторая система позволяет аккумулировать статистическую информацию, необходимую для калькуляции страховых тарифов в индивидуальных видах страхования (Personal Lines Insurance). В числе общих факторов и рисков, подлежащих оценке и статистической обработке, такие как: наличие, количество и расположение станций пожаротушения, наличие в них обученного персонала и необходимого оборудования, системы подачи и хранения воды, системы противопожарной безопасности в зданиях, наличие средств передачи информации и связи в зданиях и т.д. Как отмечают специалисты, применение подобных систем, в частности в провинции Онтарио, позволило частному сектору в период с 1989 г. по 2007 г. сэкономить порядка 4,5 млрд кан. дол. на затраты на противопожарную безопасность. Экономия в сфере индивидуального жилья составила в период с 1990 г. по 2007 г. 4,2 млрд дол.

4.5. Монополия и рынок аудита безопасности. Формы реализации аудита безопасности

Анализ информации по представленным странам показал, что рынок аудита безопасности не является монопольным, за исключением Канады, где оценкой пожарных рисков и проведением предстрахового аудита в сфере общественной противопожарной безопасности занимается единственная аккредитованная для этой цели частная компания – CGJ Insurance Business Services.

4.6. Цели, достигаемые при проведении аудита безопасности

В ходе проведенных мероприятий наибольший объем информации был получен по организации аудита пожарной безопасности; видимо, сказывается то, что исторически эта сфера аудита безопасности в мире наиболее продвинута.

Хотя в поступивших материалах цели, достигаемые при проведении аудита безопасности, отчетливо изложены не были, тем не менее проведенный анализ позволяет заключить, что в основном такими целями являются эффективное проведение мероприятий по проверке соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объектов (территорий, зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок и оборудования) и организационно-технических мероприятий в области пожарной безопасности установленным требованиям или проверка соответствия расчетного значения пожарного риска допустимому значению.

4.7. Связь аудита и страхования. Взаимодействие системы аудита безопасности и предстрахового аудита

Как показывает проведенный анализ, в Германии независимые аудиторы в области пожарной безопасности не взаимодействуют со страховыми организациями, осуществляющими «огневое» страхование.

В Канаде в числе клиентов единственной аккредитованной частной компании CGJ Insurance Business Services числятся многочисленные страховые компании (члены Страхового бюро Канады), которым необходима статистическая информация о рисках для оптимизации своих затрат при расчете страховых тарифов. Монопольное положение компании и размер рынка делает ее весьма привлекательным бизнесом для других игроков.

В Люксембурге страховые компании, осуществляющие страхование от пожара и аналогичных рисков, такие как «Фортис», LSAA, AGF и др., как правило, сами определяют размеры страховых взносов и премий и оказывают консалтинговые услуги.

В Португалии существует развитая страховая система, включая законодательно утвержденные обязательные виды страхования, в том числе от пожара. Аудиторские проверки деятельности страховых фирм осуществляет Институт страхования Португалии – государственная организация, имеющая финансовую и административную автономию (образована декретом № 289/2001 от 13.11.2001). Примечательно, что ее бюджет формируется за счет сборов, выплачиваемых самими компаниями за проводимые проверки.

4.8. О связи страхования и аудита пожарной безопасности в Украины

Надзорную деятельность в области пожарной безопасности в полной мере можно рассматривать как одну из старейших в системе обеспечения безопасности человека в современном обществе. Зачатки этой системы закладывались при строительстве домов, поселений, городов. Еще не сформировавшись как целостная система, она была присуща социуму. Толчком к ее формированию как системы явилось появление страхования от огня в Украины в середине XIX в., в основе которого лежали расчеты страховых тарифов. Появилась необходимость в классификации страхуемых объектов в зависимости от их пожарной опасности. Основной целью классификации (тарификации) объектов было определение страховых тарифов для каждой группы объектов с учетом возможных последствий (ущерба). В начале страхования от огня тарифы различались для каменных и деревянных строений (2 класса). По мере развития страхования от огня число тарифов и соответствующих им классов увеличивалось, все более детализируя особенностей страхуемых строений (вид крыш, перекрытий, используемых строительных материалов и т.д.). Эта деятельность страховых организаций по тарификации не была направлена на повышение уровня пожарной безопасности, а сводилась к ее констатации.

Известно, что механизм использования страхования для целей обеспечения пожарной безопасности может быть реализован посредством корректировки страховых тарифов в зависимости от наличия средств обеспечения пожарной безопасности у страхователя, а также за счет участия страховых организаций в реализации превентивных мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности. Таким образом, может быть запущен побудительный механизм повышения уровня пожарной безопасности объектов страхования, в основе которого лежит снижение ущерба от пожара.

Имущественное страхование от пожара подразумевает страхование одного вида риска – риска утраты имущества. Поэтому риски гибели людей на пожаре не связаны с имущественным страхованием.
Для имущественного страхования основным показателем при расчете тарифов является среднее страховое возмещение (ущерб от пожара) и вероятность его наступления. Поэтому критерием уровня пожарной безопасности для страховых организаций является ущерб от пожаров, который лежит в основе расчета тарифов, страховых сумм, страхового возмещения и собственной финансовой устойчивости (актуарные расчеты). В то же время результатом пожарного аудита является либо определение соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, либо расчетная оценка риска гибели людей. Поэтому полученные результаты аудита не могут быть использованы для актуарных расчетов при проведении имущественного страхования (от огня), так как не содержат сведений о максимально возможном ущербе и вероятности его наступления.

Следует также отметить, что для страховой организации под пожарным риском понимается максимально возможный ущерб от пожара, минимизация которого для страхователя устраняет побудительный мотив к страхованию и снижает размер страховых тарифов, что не выгодно страховой организации.

Для Государственного пожарного надзора под пожарным риском понимается риск возникновения пожара.
Поэтому аудит пожарной безопасности для целей страхования нужен только в части определения максимального возможного (потенциального) ущерба от пожара при существующем уровне пожарной безопасности объекта страхования и его изменение при совершенствовании систем противопожарной защиты.

Однако получение этих показателей при проведении независимой оценки пожарного риска в соответствии с Техническим регламентом не предусмотрено.

5. Выводы и предложения

5.1. Выводы

Проведенный анализ собранных материалов о функционировании зарубежных систем аудита безопасности позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Основное направление развития надзора в области обеспечения безопасности – сочетание мер, осуществляемых государством и методов независимого аудита безопасности.

2. В технологически развитых странах наиболее продвинуты вопросы аудита пожарной безопасности, чему, очевидно, есть историческое объяснение – во всех этих странах вопросы обеспечения противопожарной безопасности на государственном уровне начали решаться намного раньше вопросов защиты от природно-техногенных чрезвычайных ситуаций.
Одновременно следует отметить отсутствие материалов, указывающих на формирование единых систем надзоров (например, пожарного, в области защиты населения и территорий от ЧС, а также в области ГО, как в Украины).

3. Целью проведения аудита пожарной безопасности является эффективное проведение мероприятий по проверке соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объектов (территорий, зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок и оборудования) и организационно-технических мероприятий в области пожарной безопасности установленным требованиям или проверка соответствия расчетного значения пожарного риска допустимому значению.

4. Методы проверки соответствия действующих систем обеспечения пожарной безопасности объектов и организационно-технических мероприятий в области пожарной безопасности установленным требованиям в разных странах исторически формировались по-разному, и единого подхода в этом вопросе не просматривается.
То же самое следует отметить и в части методов оценки пожарного риска в разных странах: эти системы сформировались по-разному, унификации не наблюдается. Вместе с тем следует отметить отработанность механизмов и процедур используемых методик оценки рисков и высокую степень доверия к используемым методикам.

5. Анализ зарубежных материалов не выявил прямой связи аудита пожарной безопасности и страхования пожарных рисков, под которыми в первую очередь понимается имущественное страхование максимально возможного ущерба от пожара, минимизация которого для страхователя в принципе ослабляет побудительный мотив к страхованию и снижает размер страховых тарифов, что не выгодно страховой организации.

Результаты пожарного аудита не используются для актуарных расчетов при проведении имущественного страхования (от огня), так как не содержат сведений о максимально возможном ущербе и вероятности его наступления – эти сведения не являются результатом аудита.

Аудит пожарной безопасности для целей страхования может понадобиться для определения максимального возможного (потенциального) ущерба от пожара при существующем уровне пожарной безопасности объекта страхования.
В целом можно заключить, что может быть реализован механизм использования страхования, поддержанного данными аудита пожарной безопасности, для целей обеспечения пожарной безопасности. Такая реализация может быть осуществлена посредством соответствующей корректировки страховых тарифов в зависимости от наличия средств обеспечения пожарной безопасности у страхователя, а также за счет участия страховых организаций в реализации превентивных мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности. Таким образом, может быть запущен побудительный механизм повышения уровня пожарной безопасности объектов страхования, в основе которого лежит снижение ущерба от пожара.

5.2. Предложения

На основе выводов, сделанных по результатам анализа собранных материалов о функционировании зарубежных систем аудита безопасности, целесообразно реализовать следующие предложения по учету зарубежного опыта в ходе разработки нормативно-правовой и методической базы аудита безопасности при создании в Российской Федерации системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

1.    Учитывая, что в Российской Федерации создана единая система надзоров в области пожарной безопасности, защита населения от природно-техногенных ЧС и гражданской обороны, каждая сфера надзорной деятельности должна регулироваться соответствующим техническим регламентом, предполагающим возможность осуществления надзора как в форме государственного надзора, так и в форме независимого аудита безопасности.

2.    Для каждой из вышеперечисленных сфер надзорной деятельности следует разработать, в установленном порядке утвердить и ввести в действие Положение о независимой оценке рисков в данной сфере.
Данные положения должны регламентировать следующие основные вопросы:
– состав и цели функционирования системы независимой оценки риска в конкретной сфере надзорной деятельности;
– порядок проведения проверки соответствия систем обеспечения безопасности объектов защиты, организационно-технических мероприятий в области безопасности установленным требованиям или проверка соответствия расчетного значения риска допустимому значению;
– права, обязанности и ответственность участников системы независимой оценки риска;
– нормативно-методические документы по проведению независимой оценки риска;
– аттестация экспертов и аккредитация экспертных организаций по проведению независимой оценки риска, обеспечение их независимости и экономической ответственности.

3. Следует спланировать и реализовать комплекс мер по унификации методик в области оценки рисков, усовершенствовать механизмы утверждения и признания методик.



Скидка 10% от цены конкурентов.

Cкидки при заказе монтажа пожарной сигнализации в июне!